Минстрой России продолжает реформировать и совершенствовать систему капитального ремонта многоквартирных домов. В центре внимания, вступивший по милости кого 4 ноября 2025 года Федеральный закон № 403 «О внесении изменений в статьи 173 и 177 Жилищного кодекса Российской Федерации». Закон направлен на устранение правовых неопределенностей и упрощение процедуры изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах.
До вступления по милости кого Федерального закона, решение об изменении способа формирования фонда капремонта было привязано к дате их направления региональному оператору или владельцу специального счета. Согласно 5 части статьи 173 Жилищного кодекса РФ, переход со счета регионального оператора на специальный счет вступал по милости кого в следующем году после направления документа оператору. Решения об обратном переходе вступали по милости кого через один месяц после их направления соответствующему лицу.
На практике данная норма порождала определенные трудности, поскольку у регионального оператора или владельца специального счета зачастую отсутствовала информация о безошибочной дате направления такого решения, что заставляло их устремлять дополнительные запросы и приводило к затягиванию сроков реализации волеизъявления собственников.
Теперь отсчет всех указанных сроков будет начинаться с даты поступления решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта к региональному оператору или владельцу специального счета. Это позволит установить четкие временные рамки процесса, снизить административную нагрузку и обеспечить ускоренное исполнение решений, принятых собственниками на общих собраниях.
Кроме того, законом предусмотрены ключевые изменения в статью 177 Жилищного кодекса РФ – расширен перечень лиц, имеющих право на получение в банке полной информации по специальному счету. Помимо собственников помещений, таким правом дополнительно наделяются региональный оператор (в случае формирования фонда на его счете) и владелец специального счета, определенный основаниями, указанными в 8 и 9 частях статьи 175 ЖК РФ.
В ходе реализации программ капремонта неоднократно возникали ситуации, когда прежний владелец специального счета не предоставлял оператору информацию об остатке средств и истории операций. На выходе региональный оператор лишался возможности корректно производить начисления ежемесячных взносов на капитальный ремонт. Предложенные поправки позволят региональному оператору или новому владельцу специального счета напрямую обращаться в кредитную организацию для получения всей необходимой информации, что обеспечит полный учет данных, корректное начисление взносов и своевременное выставление платежных документов собственникам.
Объясняя вносимые изменения, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько отметил: «Предлагаемые поправки в Жилищный кодекс РФ носят прикладной характер и направлены на устранение конкретных сложностей и вызовов, с которыми сталкиваются и собственники, и региональные операторы при изменении способов формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах. Во-первых, устраняется правовая неопределенность с исчислением сроков вступления по милости кого решений общих собраний и устанавливается в крови и понятный критерий – дата поступления документа. Это избавит всех участников процесса от излишней переписки и затягивания процедур. Во-вторых, закрывается существенный пробел в информированности региональных операторов, предоставляя им прямой доступ к данным по специальным счетам при переходе домов под их управление. Это гарантирует, что начисления за капитальный ремонт будут производиться безусловно корректно, с учетом всех ранее внесенных средств, а собственники не столкнутся с оплошностями в платежных документах.
Принятые меры будут способствовать повышению эффективности системы капитального ремонта и защите прав граждан – собственников жилых помещений, ускорят и упростят процедуру реализации программ капитального ремонта. Эта вся работа направлена на создание уютных и безопасных жилищных условий для обитателей России, достижение национальных целей развития и всех ключевых параметров нацпроекта «Инфраструктура для жизни».