Совещание, посвященное проблемам неимения единой системы нормативных документов в области инженерных изысканий, состоялось 29 августа 2018 года. Затейщиками мероприятия выступили Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») и ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Тема совещания оказалась очень актуальной и потому вызвала повышенный интерес не только у профессионального общества, крупнейших компаний, ведущих строительную деятельность, но и у органов государственной власти. В обсуждении принимали участие представители ФАУ «Главгосэкспертиза России», ФАУ «ФЦС», Росавтодора и ГК «Автодор», Госкорпорации «Росатом», ПАО «Лукойл», профильных технических комитетов при Росстандарте и саморегулируемых организаций.
Ассоциацию «Национальное плотное размещение строителей» представляли Исполнительный директор Виктор Прядеин и заместитель начальника Департамента нормативного и методического обеспечения - начальник отдела технического регулирования Елена Фадеева.
Как отметил президент Координационного совета Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») Михаил Богданов, в настоящее время существует ряд разрозненных нормативных технических документов, регулирующих выполнение инженерных изысканий в строительстве. Отсутствие единой системы нормативных документов как в строительстве, так и в инженерных изысканиях, привело к тому, что многие из этих документов не согласованы друг от друга, а некоторые содержат противоречащие друг товарищу положения.
В ходе заседания выступающие акцентировали внимание, что разработка новых и актуализация действующих нормативных технических документов в строительной отрасли осложняется, в том числе, неименьем согласованных действий между разными федеральными органами исполнительной власти, техническими комитетами при Росстандарте и даже между разными подкомитетами ТК 465 «Строительство». Изредка это приводит к появлению новых документов, дезориентирующих строителей и изыскателей и затрудняющих их работу.
Представители ФАУ «Главгосэкспертиза России» отметили, что при прохождении госэкспертизы видны все проблемные вопросы - экспертиза является своего рода лакмусовой бумажкой, в том числе по выявлению сложностей применения нормативной базы в части обязательных и необязательных норм Перечня 1521 (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521) и недорегулированности вопросов охраны окружающей среды.
Дополнительные трудности складываются не только при экспертизе проектной документации на требования безопасности, но и при выполнении оценки достоверности стоимости. В результате от этого зависит расходование бюджетных средств.
Главгосэкспертизой отмечено отставание нормирования по развивающимся целевым (вновь возникающим) темам, например, по вопросам освоения Арктики. Такие разночтения, как, например, отнесение платформы либо к объекту капитального строительства, либо к плавучим средствам, не отрегулированы ни в терминологическом, ни в нормативном плане.
При этом обращения ФАУ «Главгосэкспертиза России» в отраслевые ведомства, таких как Россельхоз, Минкультуры, Роспотребнадзор за разъяснениями в отношении норм, зафиксированных в правовых актах, и их разночтений с имеющейся нормативно-технической документацией зачастую остаются без ответа.
Также было отмечено, что нормативные документы не согласовываются с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН) что, в свою очередь, также оказывает значительное воздействие на конечную стоимость объекта капительного строительства.
Директор ФАУ «ФЦС» Дмитрий Михеев напомнил о ранее существовавшей единой координации при разработке стандартов и обозначил проблемы функционирования применения Перечня 1521. Уже сейчас вновь разработанные своды правил входят в противоречия с документами, включенными в этот Перечень. Выход, в первую очередь, видится в горизонтальном взаимодействии, а также создании целевого реестра применяемых нормативных документов на территории Российской Федерации для всех участников строительства, включая экспертизу. Это поможет своевременно определять противоречия и способствовать исключению дублирования отдельных положений. В качестве накопленного потенциала возможностей предложено обозревать национальный Технический комитет 465.
Представитель АО «Росжелдорпроект» Наталья Базалевская также отметила, что новые своды правил, утвержденные в 2017 году, прошедшие ТК 465, на сегодняшний день приводят к существенному удорожанию строительство.
Представители Роставтодора подчеркнули, что неопровержимая база технических регламентов ЕАЭС также требует согласования с национальной нормативной базой, предназначенной для обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Обменявшись мнениями, участники совещания пришли к единому выводу, что сегодня стоит отметить первоочередные острые проблемы и искать пути их решения. Кроме того, обозначена необходимость выработать долгосрочный план развития системы технического регулирования и технического нормирования.
Таким образом, обобщая дискуссию, было решено и подписано внести в проект итоговой резолюции с возможностью дальнейшей доработки отраслевыми участниками совещания следующие положения: