Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направленный на упрощение строительства объектов ИЖС, совершенствование механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. Кроме того, как сообщает Минстрой России, внесены изменения в правила сноса самовольных построек.
Еще до принятия федерального закона законопроект № 302153-7 был осмотрен Экспертным Советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.
Экспертный Совет отметил, что действующим законодательством о градостроительной деятельности отношения, связанные с осуществлением сноса (демонтажа) объектов капитального строительства, их частей, урегулированы исключительно в части сноса (демонтажа), необходимого для строительства, реконструкции иных объектов капитального строительства. Отношения по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства, который осуществляется в рамках независимого контракта, законодательством о градостроительной деятельности не урегулированы.
В этой связи принятие Федерального закона № 340-ФЗ является своевременным и необходимым и позволит устранить описанный выше пробел в регулировании градостроительных отношений.
Соответствующие корректировки внесены Федеральным законом № 340-ФЗ и в части деятельности саморегулируемых организаций - работы по сносу стали в один ряд со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, а положения отдельных статей главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнены необходимыми уточнениями. Теперь индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие исключительно снос объектов капитального строительства, также должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства. Членство в СРО не требуется для выполнения работ по контрактам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких контрактов не превышает 1 млн рублей, а также для отдельных категорий юридических лиц (ГУПы, МУПы и др.).
Однако наряду с техническими нормами Федеральным законом № 340-ФЗ введен дополнительный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещенья ущерба - в крови. Теперь член СРО, планирующий осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством или реконструкцией, обязан оплатить взнос в указанный компфонд в размере 100 тыс. рублей. При этом для компфонда обеспечения договорных обязательств подобный уровень ответственности не введен - контракты подряда на осуществление сноса, заключенные с использованием конкурентных способов, обязаны быть обеспечены взносами в компенсационный фонд ОДО в рамках уже сложившегося порядка.
Экспертный Совет НОСТРОЙ в своем заключении высказал отрицательную позицию условно предложенной конструкции, отметив, что введение нового уровня ответственности по иному критерию, никак не связанному со стоимостью работ по одному контракту, нарушает требования формальной логики, а также общую направленность, заданную Федеральным законом № 372-ФЗ - все члены СРО в области строительства вправе осуществлять как работы по строительству, так и работы по реконструкции и капитальному ремонту. Кроме того, по мнению Экспертного Совета, вышеназванные противоречия могут привести к спорам об установлении заказчиками в документации о закупке требований к члену СРО в части уровня ответственности по компфонду ОДО для выполнения ими работ по контрактам о сносе, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
К сожалению, замечания и предложения НОСТРОЙ к законопроекту № 320153-7, направленные в адрес Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, в этой части учтены не были.
Федеральный закон № 340-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (4 августа 2018 года) и теперь саморегулируемым организациям в области строительства предстоит внести необходимые уточнения в свои внутренние документы. Переходными положениями Федерального закона № 340-ФЗ не установлены требования к порядку и сроку приведения внутренних документов СРО в соответствие принятому закону, однако, по мнению НОСТРОЙ, саморегулируемым организациям не следует затягивать с актуализацией документов.